Отношения между западной и традиционной китайской медициной

Прежде всего нужно указать на то общее, что присуще традиционной китайской и современной западной медицине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что теоретическая система китайской медицины, без сомнения ориентируется на ту же действительность, которой занимается и западная медицина, а именно на человеческий организм. Болезни выглядят в Китае точно так же, как и на Западе. Пациенты страдают теми же заболеваниями с теми же симптомами. Китайский врач, пользующийся приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной работе с той же действительностью, что и его современный западный коллега.

Если обратить взгляд в глубь истории, то можно найти еще большие параллели между китайской и западной медициной. Последняя вплоть до становления естественно-научной методологии, приблизительно 250 лет назад, так же, как и традиционная китайская медицина, имела в области теории феноменологический характер.

Ранняя западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из западной медицины с введением современной естественно-научной методологии, явившейся следствием философии Декарта и его учеников.

В 18 веке естественно-научная методология становилась во всевозрастающей степени пробным камнем для западной медицины, которая заслужила, идя по этому пути, неоспоримое мировое признание.

Однако в упоении от успехов, западная медицина забыла большинство своих источников или утратила их. И поэтому ей угрожает опасность впасть в односторонность. Отличительной чертой «феноменологической медицины» является способность охватить явление в целом, что является типичным для китайской медицины. В противоположность этому западная медицина ориентируется преимущественно на имеющие количественное выражение отдельные показатели.

В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия.

Ранее для китайской медицины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностики на основании состояния языка, глаз, пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики.

Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания выявляет широкие взаимосвязи, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера.

Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять явление в целом. Он использует противоположный путь.

В обеих медицинах применяются индуктивный и дедуктивный методы, или причинный анализ. Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции (от общего к частному), а западная – с индукции (от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов – к обобщениям).

Для традиционной китайской медицины характерно:

  • Рассмотрение человеческого организма, как единое целое
  • Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности.
  • С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина.С позиций западной медицины, китайская медицина имеет еще одну характерную особенность
  • Использование лишь качественных критериев для оценки состояния, т.е. отсутствие точности, возможности проверки и объективности в современном научном смысле.

  • Как известно, современные естественные науки требуют наличия следующих условий, которым должна удовлетворять теория:

  • Точность

  • Возможность

  • Объективность

  • Плодотворность

    Например, точность имеет место, когда теоретическая система обладает такими качествами, как однозначность, количественное выражение предмета исследования, логическая взаимосвязанность.

    Названные четыре критерия в значительной степени усвоены теоретической медициной запада, в то время, как традиционной китайской медицине во многом недостает однозначности. Ее основные понятия: инь-ян, холод-жар, снаружи-внутри, пустота-полнота и т.д. – не являются однозначными в научном смысле. То же самое относится и к шести внешним причинам болезней: ветер, холод, летняя жара, влажность, сухость и огонь.

    Свойственны китайской медицине принцип подхода к человеческому организму, как к единому целому, проявляется в рассмотрении происходящих в нем функциональных процессов, которые могут быть объединены общим понятием ци.

    В настоящее время в КНР происходит соединение традиционной китайской медицины с методами современной научной медицины. Ибо только таким образом может быть обеспечена полная терапевтическая безопасность для пациентов.

    Китай никогда не вступил бы на дорогостоящий путь введения нового медицинского оборудования для диагностики, терапии и лечения, если бы его собственная медицина могла предложить нечто равноценное. Это обстоятельство необходимо особо подчеркнуть, поскольку в ином случае у западных врачей может сложиться неправильное представление о возможностях китайской медицины. Лишь внесение свободной от иллюзий, основанной на научном подходе ясности может предостеречь западного пациента от переоценки методов традиционной китайской медицины. Пример тому — ступень, особое заболевание крови, вследствие отсутствия тромбоплазминовой предстадии. Оно имеет генетическое происхождение и поражает представителей обоих полов. Китайской медицине неизвестно само существование этой болезни. Следовательно, она не может быть ни диагностирована, ни излечима средствами китайской медицины.

    Другой случай. В автомобильной аварии человек потерял сознание. Это состояние продолжалось не более минуты, а потом он чувствовал себя вполне удовлетворительно. Однако потом наступило постепенное ослабление силы и ловкости правой руки и правой ноги., сопровождавшееся нарушением равновесия, возникли трудности при письме правой рукой. Пациент требовал назначить лечение с использованием акупунктуры. Но в соответствии с методами традиционной китайской медицины установить каких-либо отклонений не удалось. Ему настоятельно рекомендовали пройти обследование в специализированной клинике, что и было сделано. При обследовании была выявлена субдуральная гематома, которую удалили операционным путем. Спрашивается: что произошло бы, если бы пациент прошел диагностику и подвергся лечению согласно правилам китайской медицины? Однажды он потерял бы сознание, и тогда установление неврологического диагноза и операция проходили бы в неблагоприятных условиях.

    В то же время перед многими болезнями современная западная медицина оказывается в значительной степени бессильной. В их число входят: мигрень, бронхиальная астма, боли в суставах ревматической этиологии, эпилепсия, хронические дерматозы, глаукома, некоторые случаи стерильности у женщин, нарушение сна и др.

    В западных странах пациенты, страдающие этими заболеваниями, зачастую ходят от одного врача к другому, но все меры медицинского характера оказываются безуспешными.

    В течение многих лет полученные в Китае результаты применения рефлексотерапии не были понятны на Западе. Это происходит, к сожалению, и в настоящее время там, где вместо пациента лечат только желудок, желчный пузырь, струму или кровяное давление, т.е. исключают целое в пользу частного, низводя болезнь до уровня простого симптома.

    В таком случае лечение больного становится в опасной степени «простым». Врач лишь выбирает в рецептурном справочнике лекарство, соответствующее данному симптому, которое представляется в его распоряжение фармацевтической промышленностью. Тем самым он оказывает врачебную «услугу», которая затем подлежит оплате по тарифу. Медицинские круги КНР, которые хорошо знают, чем их страна обязана западной медицине, критикуют ее за подобные извращения, называя такой подход к лечению «метафизикой механического материализма». Хотя многие больные на Западе излечились с помощью китайской иглотерапии и не нуждаются более в приеме лекарств – что дает в дальней перспективе большую экономию средств – в глазах западной медицинской науки иглотерапия все еще считается своего рода примитивной магией.

    Что же нужно сделать, чтобы изменить подобные суждения? Для этого желательно ввести своего рода коррективы в обе системы медицины – как в западную, так и в китайскую.

    В западную медицину для этих целей необходимо внедрить возможность целостного подхода к человеческому организму и диалектического метода, что свойственно традиционной китайской медицине. Одновременно необходимо было бы подкрепить методы китайской медицины с позиций объективного знания с целью достижения точного объяснения основных посылок китайской медицины. Этот процесс был уже начат многими западными исследователями с акупунктуры.

    И многочисленные китайские исследовательские институты смогли получить, используя такие точные методы, как ЭЭГ, ЭКГ, исследование крови, спинномозговой жидкости и мочи, объективные данные для объяснения физиологического действия методов китайской медицины, в частности акупунктуры.

    Таким образом, китайская медицина нуждается сегодня в западной медицине, чтобы достигнуть полной терапевтической надежности. С другой стороны, западная медицина во всевозрастающей степени нуждается в привитом с помощью китайской медицины диалектическом мышлении и понимании того, что можно было бы обозначить философским понятием «единство окружающей действительности».

    Сегодня это становится уже реальностью. В доказательство можно перичислить несколько новшеств, разработанных в Китае путем соединения современной западной и традиционной китайской медицины: обезболивание с помощью акупунктуры, используемое при хирургическом вмешательстве, лечение прободной язвы желудка и паралетической кишечной непроходимости (илеус) на основе комбинации методов китайской и современной западной медицины, консервативное лечение мочекаменной болезни с помощью акупунктуры и китайских медикаментов, разработанной в Академии традиционной медицины в Пекине, лечение острого аппендицита с использованием акупунктуры под контролем современных западных диагностических методов, лечение эпилепсии с помощью китайской иглотерапии и т.д.

    В Китайской Народной Республике это поистине революционное соединение китайской и современной западной медицины было реализовано под девизом Мао Цзедуна: «Ставить старое на службу новому, ставить иностранное на службу китайскому».

    Западной медицине также следует положить начало систематическому использованию достижений традиционной китайской медицины в интересах западных пациентов (К.Шнорренберг, 1996).

  • Статья Елены Шведовой

    «Как жить в гармонии с собой» — Знания Востока на страже Вашего здоровья    

 

 

 

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Отправить